понедельник, 30 марта 2015 г.

Age of Sail campaign wargame rules


Краткий обзор правил для морских варгеймов
оперативно-стратегического характера.
Эпоха Парусов

Понемногу продолжу вести блог и начну естественно с того, чем последнее время увлечен и активно занимаюсь. А именно – войной на море в эпоху парусных флотов. Собственно вернемся к тому с чего три года назад этот блог начинался.
История эта началась в далеком 2011 году, когда в клубе «Оловянный Зольдатик» шла активная подготовка глобальной кампании на середину XVIII века, включая не только сухопутную войну в Европе, но и войну в колониях и на море. Ваш покорный слуга сначала долго думал, а потом решил поучаствовать в роли французского адмирала, закупился корабликами от Лэнгтона и принял участие в обсуждении, выборе и тестировании правил на морскую войну. К сожалению буквально через пару дней после заказа корабликов участники будущей кампании поругались и в итоге от грандиозного замысла осталась только сухопутная война в Европе.
Тем не менее, начало было положено – я обзавелся флотом, купил и перевел правила Form Line of Battle 4.1 от Дэвида Мэнли (сейчас доступна уже 5-я версия, но мне она нравится меньше), поучаствовал с очень переменным успехом в нескольких играх флотом. Однако чего-то не хватало и это что-то было отсутствие правил, позволявших связать разные сражения воедино, а проще говоря правил (или игр), отражающих не тактический, но оперативный или стратегический характер войны на море в этот период. Собственно еще во время обсуждения правил к кампании с ее морской составляющей возникла целая куча проблем.
Дальше в поле зрения попали правила Mistral: Sea Lords Vol. 1, посвященные морской войне в Западном Средиземноморье в 1739-1748 гг.[1] Они были изучены и тогда показались чрезмерно запутанными и сложными (да и надо было перевести почти под 100 страниц текста). Потом я обратно увлекся русско-японской и Первой мировой на море[2], но впоследствии вернулся к парусникам. Процесс понемногу пошел и к настоящему времени было найдено (и изучено) некоторое количество правил или настольных игр, позволяющих отыгрывать оперативный уровень войны на море[3]. Далее воспоследует их краткий обзор.


Карта Ураганов из Yellow Jack
Yellow Jack. Третий том[4] серии Sea Lords от Red Sash Games, посвященный войне за ухо Дженкинса (1739-1743), плавно перетекшей в войну за Австрийское наследство. Карибское море 1739-1748 гг. испанцы (и французы) против англичан. Игрок играет роль командующего морскими (и не только) силами на данном театре и зависит от общего хода войны. Можно (и нужно) грабить корованы (с). Игра отличается реалистичностью, глубокой проработанностью деталей (в т.ч. на карте), довольно понятным геймплеем, а также очень подробными и местами запутанными правилами, которые при первом знакомстве наводят тоску и мысли «как же во все это играть». К сожалению, годится только для Карибского моря периода 1739-1748 гг. М.б. можно приспособить для Семилетней войны в том же регионе.

Кусок карты Вест-Индии из To Glory We Steer
To Glory We Steer. Довольно древние (1985 г.) оперативные правила для периода 1812-1815 гг., напечатанные в The Courier, Vol 6, No 4. Снова локальный театр – все то же Карибское море, но на этот раз там действуют англичане, французы и американцы. Игрок имеет под своим началом несколько военно-морских станций с командирами и неким набором кораблей и кубиком генерирует приказы и задачи, которые они должны выполнять – в основном это скучные занятия типа блокады, конвоев или сидения в порту[5]. Передвижение выполняется из области в другую по определенным маршрутам и с учетом ветра. Отображено снабжение запасами и пополнение команды, есть возможность запрашивать подкрепления. Можно (и полезно) грабить корованы (с). Для тактического уровня рекомендованы правила Wooden Ships & Iron Men или же Ship of the Line или же Heart of Oak.

Карта Вест-Индии для Victory by Any Means.



Victory by Any Means – Fire As She Bears! Edition. Оперативно-стратегическое дополнение[6] к тактическим правилам Fire As She Bears!. Война за Независимость США, Революционные и Наполеоновские войны. В зависимости от сценария это может быть либо локальный театр (Индия в 1782 г. или Вест-Индия в 1793-1801), либо более глобальная война (Европейский театр в 1793-1801 гг.). Отражены такие вещи как экономика (и вот тут надо защищать свою торговлю), производство, разведка/шпионаж/диверсии, дипломатия, ну и непосредственно война на море, включающая десанты и захваты портов. Игрок выступает в роли либо самостоятельного командующего на театре, либо главы Адмиралтейства/морского министра. Приказы он отдает себе сам, записывая их в начале хода. Передвижение происходит по гексам, но во многих случаях с учетом направления ветра и погоды. Обстоятельства встречи кораблей определяют сценарий боя. Сами бои можно отыгрывать либо по правилам игры, либо по тактическим правилам Fire As She Bears!.

Карта к 1805. Sea of Glory
1805. Sea of Glory. Настольная игра от GMT Games, посвященная морской кампании 1805 г., когда Наполеон готовил высадку в Англии. Французский флот должен выбраться из порта (желательно незамеченным), а далее либо навести шороху в зонах жизненно важных британских интересов (Вест-Индия, Египет, Ирландия и проч.), либо прорваться в Канал и обеспечить перевозку Наполеона с армией в Англию. Англичане соответственно должны надежно запечатать все порты, а если кто прорвался оттуда, то найти и перехватить. Также всем нужно заниматься вопросами снабжения и ремонта. Передвижение происходит по гексам с учетом ветров и погоды. Грабить корованы (с) не нужно. В общем и целом это игра из одной, хотя и грандиозной операции. Пока я в нее не играл.

Ну и наконец, несколько выбивающиеся из этого ряда игры[7]:

Кусок карты When Lions Sailed. Утырено с инета
When Lions Sailed. Глобальная колониальная стратегия для периода 2-й половины XVII в. Участвуют Англия, Голландия, Испания и Франция. Действие происходит на карте мира, расчерченной на квадратики. Задача игроков – контролировать колонии (особенно Treasure Ports) и главное денежные потоки из оных колоний в метрополию. Посему – нужны базы и господство на море. Можно заниматься дипломатией, создавать корабли и солдат, основывать и разорять колонии. Погода и ветра при движении во внимание в целом вроде как не принимаются. Подробнее про игру можно посмотреть здесь, здесь и здесь.

Карта Spanish Fury! Voyage взятая с родного сайта
Spanish Fury. Voyage! Бесплатная настольная игра от The Perfect Captain, посвященная торгово-пиратским экспедициям всяких нехороших людей английской, французской и голландской национальности и протестантского вероисповедания в Карибское море (опять) и попыткам испанцев с этим что-то сделать. 2-я половина XVI в. Нужно грабить корованы (с), торговать, захватывать (и грабить) города, либо активно этому мешать. Присутствуют туземцы. Игровой движок построен на 4 колодах карт (море, торговля, суша, крейсерство), которые определяют те или иные события и происшествия и заменяют броски кубика. Передвижение происходит из области в область по морским путям, проложенным в зависимости от господствующих ветров. Для отыгрыша сухопутных и морских боев используются соответственно Spanish Fury. Actions! и Spanish Fury. Sail!


[1] Первый и пока единственный обзор их на русском можно найти тут, к сожалению автор обзора MakVlad ограничился переводом материалов с сайта разработчика.
[2] Отдельная история, каковая возможно потом будет раскрыта в нескольких постах.
[3] На самом деле есть еще некоторое количество таких игр типа вот этой, но эти, судя по всему, основные.
[4] 2-й том называется SomarSkrala и, будучи скомпонован с игрой Lesser Wraith, посвящен русско-шведской войне 1741-1743 гг.
[5] Из которых война на море в основном и состоит.
[6] Вообще это переработанные правила Victory by Any Means для космической кампании с научными разработками, налаживанием производства, развитием экономики, штурмами планет, битвами в космосе и т.д.
[7] Мы не учитываем здесь многочисленные игры про пиратов, т.к. они больше приключенческие, нежели стратегические.

2 комментария:

  1. Шикарно, Дим. Хорошо, что ты вернулся, хотя бы онлайн. Ждем явления во-плоти )))

    ОтветитьУдалить