воскресенье, 10 мая 2015 г.

Paint work (перевод)


Окраска корпуса

Извлечение из J. Boudriot's The Seventy-Four Gun Ship

 От переводчика
Продолжая тему, начатую ранее переводом кусочка из работы Ж. Будрийо про окраску мачт, в конце-концов добил перевод более крупного раздела из 2-го тома про окраску корпуса французского 74-пушечного корабля в 1780 г. Перевод проиллюстрирован рисунками из все той же монографии (в основном из 3-го тома), показывающими окраску корпуса более наглядно, тем более что на них все равно идет ссылка в самом тексте. Во время перевода было много сложностей в терминологии, но в целом удалось с ними разобраться, касательно некоторых даны примечания.

Собственно перевод:

Завершая данную, девятую, главу, я опишу окраску корабля, как внутреннюю, так и наружную. Эти сведения будут время от времени дополняться, когда я буду описывать какие-то детали или предметы снаряжения и то, как они украшены.

Внутренняя окраска. – Трюм и орлоп-дек, включая подволок, были обычно выбелены, но платформы канатного ящика, порохового погреба и крюйт-камер оставались некрашеными также как и настил палубы орлоп-дека.

Внутренности гон-дека за исключением констапельской[1] (она серая) были целиком окрашены красной охрой[2]. Настил палубы и задняя часть кнехтов якорного каната оставались некрашеными. Все железные детали были выкрашены черными, кроме как на палубе, где шляпки гвоздей зачищались до металла, а затем покрывались белым грунтом (whiting)[3].

Барабан шпиля окрашивался либо серым, либо желтой охрой, но палы были красными. Главный трап мог быть даже со вкусом окрашен в сочетание желтого, черного и белого, а декор покрывался лаком. Подволок окрашивался красной охрой за исключением констапельской, где он был серый.

Опер-дек был окрашен в основном таким же образом. Кают-компания, включая подволок, была полностью выкрашена в серый цвет также как и мебель, за исключением стола и сидений, которые сохраняли естественный цвет дерева.

Резные украшения были выделены белым, и внутренняя часть оконных рам тоже могла быть окрашена белым или же серым. Опер-дек был целиком выкрашен красной охрой, включая подволок под переходными мостиками (gangways). Единственными исключениями были барабан главного шпиля и главный трап, окрашенные также как и на гон-деке в серый или желтый цвет.

Внутренности корабельных шлюпок были выкрашены красной охрой, а борта желтым или черным. Запасные стеньги оставались некрашеными. 

Красная охра также использовалась для камбузных печей и плит, кожухов помп, кильблоков шлюпок, запасных брусьев и т.д.

Даже на баке и квартердеке использовалась почти исключительно красная охра за возможным исключением барабана носового шпиля; фризы фальшборта могли быть выполнены желтым и черным, в то время как все железные детали опять-таки чернились. Нижние мачты были белыми, хотя черный цвет также иногда использовался, хотя бы для той их части, что непосредственно над палубой. Якоря были полностью черными так же как и запасные реи.

Каюты офицеров как и кают-компания красились в серый цвет, однако там понемногу переходили к использованию лака, что выглядело более красиво. Более того, при снаряжении корабля капитан мог распорядиться, чтобы его спальню и каюту окрасили более изящно и не так обезличенно.

Как уже упоминалось, внутренняя обшивка корпуса не проконопачивалась так что в каютах швы заполнялись шпаклевкой сделанной из масла и белого грунта, однако, если хотели отделку получше, то это должно было быть сделано по всему кораблю.

  Наружная окраска. – Что касается подводной части корпуса, то ее не красили, но как только ее заканчивали конопатить, она покрывалась смолой, наносимой непосредственно на корпус, который должен был быть полностью сухим, иначе смола не приставала. Как изготавливалось «покрытие», я уже описывал в Главе VII, а вот ярко-белая краска, которая радовала глаз (хотя и ненадолго) получалась из смеси 8 частей сухой смолы, 1 части сала и 1 части серы. Белая часть корпуса простиралась до уровня чуть выше ватерлинии. Поверх нее шла черная полоса, простиравшаяся до верха второго бархоута, аналогичная ей вторая черная полоса покрывала третий и четвертый бархоуты и пояса обшивки между ними.

Область между этими двумя полосами, включая крышки пушечных портов, окрашивалась желтой охрой. Вследствие этого данный цвет, похожий по оттенку на замшу, использовался для части корпуса, соответствующей гон-деку, а также для областей опер-дека и надстроек, хотя последние чаще всего красились черным. Шиер- (sheer rails) и дрифт-реельсы (drift rails)[4] могли окрашиваться черным, красной охрой или желтым также как и руслени, однако вант-путенсы и юферсы всегда были черными. Поручни и стойки (пиллерсы), а также перила на переходных мостиках красились красной или желтой охрой. Для усиления рельефности и даже, до некоторой степени, позолоченного вида[5], резные детали на носу и корме окрашивались двумя оттенками желтого, также как и вообще все резные детали; для усиления контрастности углубления в некоторых барельефах могли прорисовываться черным. Для всех этих резных деталей использовалась желтая охра и неаполитанский желтый, но это не означало, что также не могли использовать также красную охру или белую краску, так как это больше зависело от вкуса. Чем читать все эти описания я бы посоветовал вам обратиться к рис. 108, 116, 117, 125, 126 и 127, которые обеспечат вас необходимой информацией; впрочем, следует отметить, что за исключением особых случаев конкретных кораблей, несущих адмиральский флаг и возглавляющих крупные флоты, для которых могли использоваться такие яркие краски как киноварь, ультрамарин или сусальное золото, все прочие корабли окрашивались дешевыми красителями, как например натуральные пигменты. Соответственно нашему 74-пушечнику для окраски корпуса внутри и снаружи нужно 377 ведер красной охры, 123 ведра желтой охры, 165 ведер черного и 181 ведро свинцовых белил (это жестяные ведра, куда входило 30 фунтов или 14.7 кг), но всего 3 ведра ярких цветов! (последние были нужны для окраски французского герба, если он был на гакаборте и для нескольких украшений или королевских гербов на шлюпках).

Пигмент замешивался на льняном масле (ореховое масло использовалось только для белой или синей краски). Перед наложением краски следовало выполнить несколько подготовительных шагов: смола в швах счищалась заподлицо, так что покрывала только паклю, шляпки всех гвоздей и болтов покрывались белым грунтом; а дерево обезжиривалось кипящим раствором гашеной извести (гидроксид кальция). Когда все полностью высыхало, накладывалось два слоя горячей краски.

Boudriot J. The Seventy-Four Gun Ship. Rotherfield, 1986. Vol. 2, P. 88-89.


[1] Кладовая канонира (констапеля).

[2] Обычно считается, что так делали, чтобы скрыть следы крови во время сражения; более вероятно, что это было просто из-за того, что красная охра была самой дешевой краской (прим. англ. перев. Д. Робертса).

[3] Белый грунт (whiting) это вид замазки, сделанный из смолы, смешанной затем сваренной вместе с жирными веществами; она похожа на смоляное масло. Используемая при этом смола бралась от приморской сосны (прим. авт.).

[4] Реельсы – Это особые пояса, отделанные декоративным профилем и предназначенные для улучшения эстетического вида судна. Первым реельсом является шиер-реельс (sheer-rail), называемый так из-за того, что он идёт по седловатости (sheer) шкафута, сразу же под планширем. Этот декоративный реельс идёт непрерывной линией от переборки бикхеда до боковых тимберсов кормовой галереи и параллельно четвёртому бархоуту.

Остальные реельсы называются дрифт-реельсы, так как они делятся шкафутом на носовые и основные (на квартердеке). На баке имеется один дрифт-реельс, который пересекают орудийные порты, а на квартердеке ещё два: первый идёт почти сразу над орудийными портами, а второй чуть ниже планширя полуюта. Этот последний реельс круто поднимается в сторону гакаборта, а другой идёт параллельно четвёртому бархоуту. Обратите внимание на шипы, нарезанные на оголовках некоторых топтимберсов, предназначенные для установки массивной доски с профильными кромками, которая ложится вниз плашмя и завершает борта судна. Это планширь. (извлечение из 1-го тома Будрийо).

У англичан мог быть еще реельс чуть ниже шиер-реельса (waist-rail), а дрифт-реельсы заканчивались на изгибах декоративным завитком (или раковиной), а также они могли называться forecastle-, quarterdeck- или poopdeck sheer-rails. (прим. англ. перев. Д. Робертса).

[5] Резные детали иногда называли «имбирный пряник»; отсюда выражение «снять позолоту с имбирного пряника» – показать что-то без прикрас (прим. авт.).


1 комментарий: