воскресенье, 26 апреля 2015 г.

Ships' stats for Form Line of Battle. 1740s - 1750s. Part 2


 Характеристики кораблей для правил Form Line of Battle на 1740-е - 1750-е гг.

Часть 2. Французский флот


Продолжая работу по расписыванию характеристики кораблей разных наций на середину XVIII в., начатую с лимонников британского флота, я добрался и до их извечных противников - лягушатников французского флота. У последних в отличии от их островных коллег, и несмотря на всю королевскую бюрократию и просвещенные науки с теориями, бардака оказалось гораздо больше. Местами даже пришлось выделять в таблице отдельные корабли (ибо эти экспериментаторы в духе Просвещения искали идеальный корабль...). Тем не менее все это удалось свести в единую картину и даже более-менее привязать к данным британцев. Упор при этом делался на учет количества пушек и их калибры.

Брать таблицу можно тут

Как и в случае с британцами, приведенные характеристики обсуждаемы и для их понимания таблица снабжена подробными комментариями. Они приведены ниже:




Комментарии к таблице

Общие соображения
По итогам войны за Испанское наследство громадный флот Людовика XIV, выстроенный Кольбером в конце XVII в., перестал существовать (ибо денег не было), и фактически развитие флота во Франции пришлось начинать с нуля. Его возрождение было тесно связано с деятельностью нового морского министра графа Морепа, занявшего эту должность в 1722 г. При нем происходит отказ от крупных, дорогих и неуклюжих трехдечных кораблей 1-2 ранга (однако один такой корабль хотя бы для престижа все же старались иметь). Ставка была сделана на строительство средних кораблей одинаково пригодных для крейсерства и для больших линейных сражений – 74- и 64-пушечных двухдечников. По своим размерам они были больше своих британских одноклассников, что улучшало их мореходные качества и позволяло ставить пушки большего калибра. Поэтому при формальном равенстве числа стволов французские корабли оказывались сильнее. То же, хотя и в меньшей степени, можно применить и к 50-пушечным кораблям 4-го ранга.
Типы линкоров французского флота в 1780 г.
из Modeles Historique
Переход на новую систему произошел не полностью и в 1740-е – 1750-е гг. у французов сохранялось еще много кораблей старого образца, в первую очередь двухдечных фрегатов, которые строили вплоть до 1740-х гг. Окончательное выстраивание новой структуры флота и переход на стандартные «идеальные» корабли, построенные с использованием последних достижений науки, произойдет лишь к концу XVIII в. Сформировавшаяся тогда номенклатура классов и проектов кораблей сохранится в целом вплоть до окончания Наполеоновских войн, что в итоге приведет к техническому отставанию французского флота.
Типы фрегатов и малых кораблей французского флота в 1780 г.
из Modeles Historique
Доктрина французского флота предполагала в первую очередь действие на коммуникациях противника (guerre de course), обеспечение своей торговли и конвоев, воинские и прочие перевозки и т.д. Уничтожение кораблей противника в рамках нее не предусматривалось, они рассматривались не как главная цель флота, а лишь как досадная помеха. Поэтому французы уделяли особое внимание скоростным качествам, часто в ущерб прочности и объему трюмов[1]. Как следствие по сравнению с британскими французские корабли отличались быстроходностью (в умелых руках, конечно), но при этом имели немного облегченную конструкцию и из-за недостатка запасов меньше могли держаться в море[2]. Особенно это касалось фрегатов.
В связи с вышеизложенным, в таблице характеристик:

  1. Большинству кораблей по умолчанию присвоен орудийный класс «В» (пушки тяжелее, высота борта большая, орудийная платформа стабильнее), даже несмотря на то, что это еще 1740-е гг.
  2. Орудийный класс «С» сохранен у кораблей старых образцов, в первую очередь у двухдечных фрегатов и мелких судов, не подвергшихся стандартизации. Они же могут быть «перегружены», означает ухудшение Батареи с подветренного борта уже при Обычном ветре.
  3. Большая скорость и легкость постройки французских кораблей могут быть отражены снижением показателя Корпуса на «1» и одновременно увеличением на «1» значения каждого из кубиков, кидаемых на движение[3]. Впрочем, в данной таблице для простоты все корабли приведены со стандартными характеристиками.
  4. Проведено четкое различие между старыми двухдечными фрегатами и новыми «истинными фрегатами». Первые по умолчанию имеют орудийный класс «С» и 1-й класс маневренности. Вторые – орудийный класс «В» и 2-й класс маневренности.
Захваченный британцами Invincible (74). 1747 г.
Следует также отметить, что, несмотря на определенную стандартизацию размеров и вооружения кораблей, у французов наблюдались очень разные комбинации калибров и количества пушек из-за чего в таблице можно наблюдать ситуацию, когда корабли с одинаковым числом стволов отнесены к разным категориям. Особенно такая чересполосица наблюдалась у фрегатов, где было много пробных кораблей, отличающихся незначительными деталями конструкции и вооружения.
Трофейные корабли, как и в случае с британцами, учитываются по таблицам характеристик своей исходной страны. Впрочем, трофеев у французов было немного…
Модель Sans Pareil (108), 1759 г. Морской музей в Париже.
Примерно так выглядел построенный тогда же Royal Louis (116).
100-пушечники – классические трехдечные корабли того времени: большие, мощные и несколько неуклюжие. У французов в указанный период это были Foudroyant (110), так ни разу и не вышедший в море, и Royal Louis (118), сгоревший еще на стапеле в результате диверсии. Позже уже в годы Семилетней войны был построен еще один Royal Louis (116).
 
Чертеж захваченного британцами Foudroyant (80), 1758 г.,
RMG Collection
80 и 84-пушечники – это большие двухдечники, которые должны были служить флагманскими кораблями эскадр. Первый из них, Tonnant (80), был построен в 1743 г., а к Семилетней войне таковых было уже с полдюжины. Отличались сильным вооружением (не хуже британских 90-пушечников) и хорошей мореходностью. В то же время эти корабли были слабее в ближнем бою (т.к. двухдечники)[4], а также сильно подвержены провисанию корпуса из-за чрезмерной длины оного. В связи с этим их можно причислить к Слабому 2-му рангу и присвоить орудийный класс «В», как это и сделано в таблице.[5]

Снятый британцами чертеж трофейного Terrible (74). 1747 г.
74-пушечники – стандартные корабли французского флота, ставшие образцом для таких же кораблей у других наций. Из-за хороших мореходных качеств им присвоен орудийный класс «В».
 
Чертеж Fleuron (64). 1729 г., по J. Boudriot
62 и 64-пушечники – уменьшенная версия 74-пушечника, предназначенная для действий в колониях. Имеют на нижней палубе 24-фн. пушки. Сюда же можно отнести такой реликт времен Людовика XIV как Conquerant (68), так как он тоже вооружен 24-фн. орудиями.
 
Чертеж Laurier (62-64), 1690 г.из Les Vaisseaux de Roi-Soleil
58 и 60-пушечники – это линейные корабли 4-го ранга, предназначенные главным образом для конвойной службы. Главным их отличием от 64-пушечников были 18-фунтовый главный калибр и меньшие размеры примерно соответствующие британским 60-пушечникам. Стоит отметить, что таких кораблей было не сильно много: Content (60), Triton (60), Heureux (60), Mercure (60), Brillant (58). Сюда же можно отнести Saint Laurent (60), вооруженный 24-фн. пушками. Это все были корабли старой постройки, постепенно замененные 64-пушечниками, поэтому им присвоен орудийный класс «С».
 
Украшения носа и кормы Jason (50), 1747 г., RMG Collection
50 – 56-пушечники – самые обыкновенные корабли 4-го ранга с 18-фн. или даже 12-фн. пушками на нижней палубе, предназначенные для конвойной и крейсерской службы. Ко времени Семилетней войны их постройка была в основном прекращена за бесполезностью (слишком слабы для боя в линии, слишком тихоходны и неуклюжи для крейсерства). Позже было построено еще несколько штук (с 24-фн. пушками), но ко времени Революции во французском флоте 50-пушечников уже не осталось. По своим свойствам приравнены к британским кораблям соответствующего класса[6].

Типы французских фрегатов нач. XVIII в. по J. Boudriot

Типы французских "истинных" фрегатов сер. XVIII в. по J. Boudriot.
В отношении фрегатов из-за разнообразия их видов в таблице пришлось в примечаниях указывать, к какой категории фрегатов относится та или иная строка с характеристиками.
Чертеж Aurore (46), 1745 г., по J. Boudriot
46 и 48-пушечные корабли Слабого 4-го ранга это фрегаты 1-ранга, к которым французы относили маленькие двухдечники с 12-фн. пушками (а у некоторых даже 18-фн.) на нижней палубе и 6- или 8-фн. пушками – на верхней. По своим характеристикам они были похожи на британские фрегаты 5-го ранга (и потому имеют те же классы маневренности и артиллерии), однако отличались большим разнообразием вооружения, размер которого колебался от 28 до 52 пушек. К данной категории в целях упрощения отнесены фрегаты с 46-48 пушками, вне зависимости от калибра. Для периода 1740-1763 гг. это Griffon (48), Argonaute (46), Parfaite (46), Gloire (46), Aquilon (48) и Aurore (46). Из-за небольших размеров и тяжести вооружения считаются «Перегруженными».

Кормовые украшения Nereide (42), 1723 г., по J. Boudriot
38 – 42-пушечники Сильного 5-го ранга это те же описанные выше фрегаты 1-ранга, но с меньшим числом пушек. На верхней палубе у них обычно стояли 6-фн. орудия. К ним относятся Amazone (42), Nereide (42), Etoile (42), и Abenakise (38).

Чертеж захваченного британцами Danae (38), 1759 г., по J. Boudriot
38-пушечный «истинный» фрегат Сильного 5-го ранга и притом с 12-фн. батареей у французов был только один – Danae (38), да и тот потом захватили англичане.[7]
 
Чертежи захваченного британцами Embuscade (38), 1746 г.
RMG Collection
36-пушечный «истинный» фрегат 5-го ранга с 12-фунтовой батареей у французов тоже был только один – Hebe (36) 1758 г. постройки. Сюда же можно отнести 8-фунтовый Embuscade (38).

Buckingham (66) отбивается от Florissant (74), Aigrette и Atalante, 3.11.1758
худ. Francis Swaine

34-пушечный корабль 5-го Ранга опять-таки был только один – двухдечный Atalante (34) с неполной нижней батареей. Из-за двухдечности считается «Перегруженным» и имеет 1-й класс маневренности.

Чертеж Renommee (30), 1744 г., по J. Boudriot
30 – 32-пушечные «истинные» фрегаты отнесены как к 6-му, так и к 5-му рангу в зависимости от калибра пушек и поэтому им отведено две строчки в таблице. К Сильному 6-му рангу отнесены 8-фунтовые фрегаты (26*8-фн. + 4-6*4-фн. на надстройках). Их начали строить с 1744 г., и в Семилетнюю войну это был основной вид французских фрегатов. Слабый 5-й ранг составляют два 12-фунтовых фрегата постройки времен Семилетней войны Terpsichore (30) и Chimere (30)

Фрегат 1-го ранга Rose (30). 1751 г., по J. Boudriot
28 – 30-пушечные корабли 6-го ранга это на самом деле двухдечные фрегаты с неполной 12-фн. батареей на нижней палубе. Их было немного: Zephir (28), Diane (28) и Rose (30). Как и остальные двухдечные фрегаты – «Перегружены» и имеют 1-й класс маневренности.

Чертеж Gracieuse (24), 1750 г., по J. Boudriot

26-пушечный «истинный» фрегат Сильного 6-го ранга это экспериментальный 12-фунтовый фрегат постройки 1748 г. Hermione (26). Сходный с ним 12-фунтовый фрегат Gracieuse (24) 1750 г. постройки следует отнести уже к обычному 6-му рангу.

Фрегат 2-го ранга Pomone (30). 1748 г., по J. Boudriot
26- и 30-пушечные корабли это старые двухдечные фрегаты 2-го ранга с 8-фн. главной батареей (их у французов в этот период было два – Flore (26) и Pomone (30)). «Перегружены» и имеют 1-й класс маневренности.

Чертежи первого "истинного фрегата" Medee (26), 1741 г. по J. Boudriot
24 28-пушечные «истинные» фрегаты обычного 6-го ранга это те же 8-фунтовые фрегаты, но не имеющие пушек на надстройках[8].

Чертеж захваченного британцами Panthere (20), 1745 г. RMG Collection
20-26 пушечные корабли Слабого 6-го ранга это легкие фрегаты с 6-фунтовой батареей. Хотя они на самом деле тоже двухдечные, но из-за их небольшого размера могут быть причислены к нормальным «истинным» фрегатам, но с сохранением орудийного класса «С».

Французский купец Mercure, 1730 г., по J. Boudriot
Ост-индийцы, как и у британцев, рассматриваются согласно правилам как ухудшенные фрегаты 5-го ранга, но в добавление к этому у них уменьшена команда (ибо купцы экономят) и артиллерия (ибо пушки старых образцов). Класс маневренности зависит от загруженности.

Внеранговые суда и купцы оставлены без изменений с учетом временных ограничений (корабли до 1750 г.)

Использованные материалы

1. Boudriot Modeles Historique. Paris: A.N.C.R.E., 1997.
2. Boudriot J. The Seventy-Four Gun Ship. Rotherfield, 1986.
3. Boudriot J. The History of the French Frigate, Rotherfield, 1993.
4. Boudriot J., Delacroix G. Vaisseaux de 64 canons Le Fleuron. Nice, 1995.
5. Sailing Warships Database
6. Three Decks - Warships in the Age of Sail
7. List of ships of the line of France
8. List of French sail frigates
9. Les états abrégés de la marine française (1669-1772)
10. Trois-Ponts
11. Marine et Modelisme d'Arsenal

Также использовалась еще куча всяких ссылок и прочих источников, т.к. к сожалению такие книги Жана Будрийо как Vaisseaux de 50 et 64 canons и Vaisseaux de 74 a 120 canons в электронной форме отсутствуют, а стоят весьма дорого. Да и на французском они.
А вообще сильно помогло то, что британцы поназахватывали и зарисовали много разных французских кораблей.


[1] В подводной части французские корабли имели менее полные обводы, что уменьшало не только сопротивление воды, но также и объем внутренних помещений для хранения всякой еды и питья. В среднем запасов на корабле у французов было где-то на пару месяцев меньше, чем у британцев. Что до недостаточной прочности, то здесь одной из причин была нехватка качественной древесины, особенно дуба.

[2] Во всяком случае, это было общепринятое мнение.

[3] Только для кораблей с качеством Экипажа «Опытные» или лучше.

[4] Здесь показателен эпизод Трафальгарского сражения, когда Redoutable (74) попытался взять на абордаж Victory (104). Из-за разницы в высоте борта французам пришлось опустить реи, чтобы по ним перебраться на палубу противника. Однако, пока они этим занимались, подошедший сзади Temeraire (98) причесал их в упор картечью, так что вся затея провалилась.

[5] Более сложный и, как представляется, точный вариант может быть таков: причислить их к Сильному 3-му рангу, но при этом показатели Корпуса, Экипажа, мачт и погонных пушек оставить как у 2-го ранга. Это позволит применить к ним свойства двухдечника для абордажа, сохранив все прочие качества. Большие размеры можно отобразить использованием подставки для трехдечников 1-2 ранга.

[6] Есть некоторая разница в мореходности и силе вооружения, но ей можно пренебречь.

[7] Отметим, что в период Революционных и Наполеоновских войн, такой фрегат с 12-фунтовой батареей стоило бы считать просто 5-м рангом.

[8] Судя по всему, как пишет Ж. Будрийо, пушки на надстройках у французских «истинных» фрегатов в этот период ставились или снимались в зависимости от обстоятельств и предпочтений командира.

1 комментарий:

  1. Дим, ты молодец! Спасибо - колоссальная работа!

    З.Ы. "Тапков" не будет )))

    ОтветитьУдалить